В поисках нового дома: тенденции перемещения бизнеса
Поскольку война в Украине бушует уже более шести месяцев, юридические фирмы по всему региону сообщают об увеличении нагрузки в сфере корпоративного права, слияний и поглощений, налогового, трудового, иммиграционного права и запросов о режимах санкций в соответствующих юрисдикциях, отмечая, что компании из Украины, России, и Беларусь по-разному ищут новый дом. Чтобы избежать санкций или избежать войны, эти компании учитывают множество факторов, решая, куда идти.
Популярные направления
Среди партнеров, с которыми мы разговаривали, те из Польши, Сербии и Словакии сообщили о большом количестве вновь прибывших. Однако происхождение перемещенных компаний и причины, по которым они выбрали конкретную юрисдикцию, варьируются от страны к стране. Наш адвокат в Киеве разобрался в этом вопросе и ниже представлены все причины по странам мишрации.
В Польше, в последнее время было перемещено большое количество предприятий, особенно из Украины и Беларуси. Украинские компании составляют 23% иностранных компаний в Польше, они работают в основном в строительном, торговом и транспортном секторах, но их также много в административных и вспомогательных службах, таких как агентства по трудоустройству. Между тем, многочисленные белорусские инженеры, программисты и ИТ-компании находят убежище в Польше, а также белорусские врачи, медсестры и другие медицинские работники.
Многие украинские компании переезжают в Словакию. В наши дни перемещение целых предприятий — обычное дело. В дополнение к этим украинским компаниям появляются и международные компании, стремящиеся уйти с российского рынка. Первоначально мы видели предприятия, основанные на знаниях, которыми можно было управлять из разных мест, таких как консалтинг или ИТ. Теперь клиенты из других отраслей, некоторые из которых имеют производственные мощности, думают или уже начали переезжать в страны Центральной и Восточной Европы или западные страны ЕС.
В Сербию, переезжают преимущественно российские компании. С февраля по 15 июня 2022 года в Сербии российскими физическими или юридическими лицами было создано и зарегистрировано более 1000 субъектов предпринимательства. В Сербии было зарегистрировано всего около 20 компаний — в основном украинские физические лица. Среди перемещенных компаний есть компании, занимающиеся оптовой торговлей, консалтингом в области информационных технологий, рекламными агентствами, ресторанами и предприятиями общественного питания. Некоторые крупные и международные компании, хорошо известные в ИТ-секторе, такие как «Яндекс», «ДатаАрт» и «Люксофт», открыли офисы в Сербии.
Больше достоинств, чем недостатков
Правительство Республики Сербии создало стимулы для привлечения таких предприятий, страна является благоприятной средой для бизнеса для всех инвесторов, и особенно для тех, которые приходят из этих конкретных стран, страны. Кроме того, Сербия — единственная страна в Европе, которая до сих пор имеет прямые рейсы из своей столицы в Москву и Санкт-Петербург.
Есть несколько причин, по которым и белорусский, и украинский бизнес выбирают Польшу. Несмотря на постоянно меняющуюся налоговую систему Польши и польскую судебную систему, правовые потрясения, по-видимому, мало влияют на повседневную деятельность, поскольку польское коммерческое право стало более зрелым за последние 20 лет, и регистрация компаний занимает мало времени, относительно проста и может быть осуществлена даже онлайн. Далее, есть преимущества членства Польши в ЕС – это огромный экономический рынок, наличие в основном молодой, образованной и высококвалифицированной рабочей силы, разумная заработная плата и низкая стоимость жизни, программы помощи, такие как государственные гранты, а также развитая сектор услуг.
Однако понимание, казалось бы, постоянно меняющегося налогового режима Польши часто может быть обременительной задачей, поэтому наличие надежного налогового и юридического консультанта имеет огромное значение в Польше. А так же другие расходы, такие как растущие взносы на социальное страхование и выплаты по медицинскому страхованию, увеличивают общие расходы компаний, желающих переехать в Польшу. Существуют также барьеры, связанные с иммиграцией, среди которых бюрократия и медленная судебная система являются дополнительными препятствиями.
Наконец, сложность самого процесса переселения. Важно осознавать тот факт, что если вы строите свою деятельность в течение многих лет, ее нельзя переместить за несколько дней. Поиск подходящего места и привлечение сотрудников с нужными навыками также занимает довольно много времени. Тем не менее, цепочки поставок и маршруты клиентов — если они хорошо налажены — часто можно корректировать довольно плавно.
Частые запросы, мало подтверждений
Эксперты из Албании и Румынии сообщают о таком же высоком уровне интереса, но напротив, переселение остается довольно редким явлением. Несмотря на по-прежнему высокий интерес и получение большого количества запросов от транснациональных корпораций, желающих перенести свои операции на Западные Балканы в целом и в Албанию. В частности, наблюдается повышенный интерес со стороны многих российских компаний, стремящихся избежать санкций и свободно работать в Европе. Хотя это и не обязательно закономерность, несколько запросов поступило от ИТ-компаний и компаний, работающих в автомобильной промышленности, с упором на санкции, введенные правительством Албании.
Для Румынии любые новички — это преимущественно компании, расположенные в Украине, которые являются частью групп компаний, которые уже существуют в нашей стране. Их отрасли варьируются от разработки программного обеспечения, ИТ-решений и видеоигр до автомобилестроения, механики и обработки текстиля, при этом переезд в основном проявляется с точки зрения перевода персонала и/или передачи определенных бизнес-операций. Тем не менее, это явление не приобрело масштабов, ожидаемых в Румынии ранее в этом году, поскольку более крупные капиталовложения, естественно, потребуют еще некоторого времени, чтобы действительно начаться в какой-либо видимой форме.
Говоря о причинах, – членство Румынии в НАТО и ЕС делает страну потенциально привлекательной для украинских компаний, с одной стороны. Кроме того, географическая близость к рынкам, обслуживаемым первоначальными предприятиями, также имеет значение, при этом по-прежнему относительно низкая стоимость рабочей силы в Румынии по сравнению со средним показателем по ЕС также является важным фактором.
С другой стороны, есть сложности с реальным переносом бизнеса из Украины. Они в основном связаны с тем, что Украина не является государством-членом ЕС, и компании не могут в полной мере воспользоваться правовыми инструментами для облегчения переселения во всех его аспектах, например, с точки зрения разрешений, прав собственности, Права на интеллектуальную собственность и т. д. Кроме того, необходимо учитывать нормативные стандарты и процедуры ЕС в отношении производства и эксплуатации. В более общем плане неотъемлемые недостатки любого переезда могут быть фактором с точки зрения потенциально незнакомых рынков, новых конкурентов, новой нормативно-правовой базы, необходимых новых или адаптированных логистических схем и т. д..
В Черногории есть ряд юридических лиц из России и гораздо меньше из Украины, которые зарегистрированы и много лет занимаются различной деятельностью, этот факт не имеет ничего общего с нынешними неприятными событиями. Наиболее распространенные препятствия, с которыми сталкиваются компании при перемещении, связаны с представлением документации при создании компании. Кроме того, учитывая общую ситуацию, процесс подтверждения прав собственности компаний, которые в конечном итоге хотели бы начать бизнес в Черногории, довольно сложен.
Что касается Словении, тут крайне недружественный налоговый режим, делающий схемы опционов для сотрудников непривлекательными. Кроме того, для инвесторов из стран, не входящих в ЕС, самым большим препятствием будет получение разрешения на работу и вид на жительство. Основная проблема заключается в том, что словенские государственные службы воспринимают иммигрантов в первую очередь как потенциальную угрозу безопасности, а не как возможность, и этот процесс является чрезвычайно долгим и трудоемким, поскольку в нем участвуют три разных министерства.